Адрес: г.Ижевск, п. Северный, 50-227 Телефон: 8 912 878 78 34 Я в соцсетях: v f i u
Сайт психолога
Анастасия Долганова
Публикации » Атака с воздуха, или как не бояться самолётов?
<< Вернуться к списку публикаций

Атака с воздуха, или как не бояться самолётов?

 

Летать боится каждый третий пассажир воздушного транспорта. Страх может быть разной силы: от лёгкой тревоги на взлёте и посадке до настоящих приступов паники с ватными ногами, бешено колотящимся сердцем, испариной и даже обмороком. Это называется «аэрофобия». Навязчивые, трудно контролируемые приступы отравляют жизнь и заставляют избегать воздушных перемещений, но с этим можно справиться

 

Воздушные страхи

Низкий, рокочущий гул двигателей. Поплывшая за иллюминатором земля. Мгновение, в которое шасси теряет контакт со взлётной полосой, отзывается в теле тошнотой и дезориентацией. Облегчение наступает на высоте, когда самолёт выравнивается, но при тряске весь тягостный мир страха возвращается в полной красе. Выдохнуть получится только там, внизу, почувствовав землю под ногами. И лишь вновь обретя контроль, можно вытереть пот со лба и на трясущихся от пережитого стресса ногах отправиться  жить дальше.

Человек веками, тысячелетиями мечтал летать, а теперь не может — из-за собственных переживаний. Фантастическая идея о парении над землёй, о преодолении невероятных расстояний за считанные часы воплощена в жизнь, и что же? Мы застываем в муках своих страхов, потеем, тяжело дышим, принимаем транквилизаторы и не можем дождаться, когда это закончится. Техногенная фобия, дитя современного мира, превращает чудесное путешествие в войну с самим собой. Сирены систем предупреждения у нас начинают выть в полную силу ещё при приближении к аэропорту, возвещая воздушную атаку там, где есть только мирные небеса.

 

Почему это происходит?

Аэрофобия разворачивается в силу нескольких причин. Паника, которую вызывает полёт, может быть обусловлена потерей контроля, страхом катастрофы (страхом за свою жизнь), ассоциативными бессознательными переживаниями или травматическим опытом. Последнее, хоть и является самой логичной причиной для возникновения фобий, в случае с полётами занимает последнее место. Тут всё просто — пугающий пассажиров опыт (тряска, трудности с посадкой или взлётом) не заканчивается реальной трагедией. Если у пассажира есть возможность развить фобию, значит, всё закончилось хорошо. Вот такой парадокс.

С другими причинами немного сложнее. Самое распространённое основание для страха летать — это непереносимое чувство потери контроля, которое возникает при посадке в самолёт и не покидает человека вплоть до его приземления. Это действительно редкий опыт для современного пассажира: в основном мы контролируем (или думаем, что контролируем) собственную жизнь до мелочей и чувствуем в этом безопасность. Мы знаем, когда прозвенит наш будильник, как запрограммировать кофеварку, как проверить благонадёжность нужной компании и где продаётся подходящий для нашей кожи сорт мыла. В наших взрослых жизнях нет места спонтанности. Отдаваясь на волю случая и другого человека (пилота), мы испытываем шокирующую дезориентацию, не имея никаких эффективных, безопасных и проверенных временем шаблонов поведения. Поэтому самые жуткие приступы аэрофобии случаются у людей, контролирующих свою жизнь и добившихся в ней успеха. А вот дети, напротив, практически не боятся летать.

С боязнью катастрофы тоже всё логично: это страх, отражающий наше желание жить и наш экзистенциальный страх смерти. Точно так же мы чувствовали бы себя на войне, или при пожаре, или при землетрясении. Осложняется это переживание в полёте тем, что из самолёта никуда не денешься — в нём наша двигательная деятельность ограничена. Человеческая природа начинает бунтовать против таких ограничений и обеспечивает нам приступ паники. Чаще всего такой вид фобии встречается у тревожных личностей и у жизнелюбов, которым для счастья нужно много свободы и много пространства.

А вот с ассоциативным рядом всё совершенно нелогично. Скрытые переживания, подавленные воспоминания, архетипическое бессознательное не учитывают нашу логику как что-то значимое.  В этом случае человек может бояться самого самолёта (не полёта, а именно машины), потому что он напоминает ему форму носа зловредной соседки, или потому, что на его кухне висел плакат Аэрофлота, под которым его заставляли есть ненавистную манку. Тут всякое может всплыть.

 

Что же делать?

Человек, который боится летать, может очень эффективно помочь себе самостоятельно. Безусловно, некоторые вещи лучше делать со специалистом — например, прояснять свои ассоциативные связи или работать со страхом смерти, — но очень и очень многое подвластно самому носителю страха. Например, при болезненном переживании потери контроля самым эффективным вариантом будет обеспечение себе такого полёта, в котором чувство контроля сохраняется. Для этого можно:

— садиться в хвост самолёта, чтобы наблюдать за всем происходящим;

— взять в полёт важную и неотложную работу, которой и заниматься весь период полёта;

— научиться дыхательным техникам и техникам релаксации, которые позволяют чувствовать своё тело и контроль над ним;

— обеспечить себя какой-то деталью, которая всё время будет оттягивать на себя внимание и не давать упасть в панику: расстёгивающаяся пуговица на блузке, тамагочи, огромная сумма денег в ручной клади;

— лететь в кабине пилота.

Другой способ решения этих трудностей — ослабление контроля в обычной жизни. Экстремальные виды спорта, способность к спонтанным решениям, опыт доверия другим людям даже в том случае, когда их благонадёжность невозможно до мелочей проверить заранее, — всё это снизит проявления фобии, которая в этом случае является не изолированным симптомом, а частью большой жизни.

Если же дело в тревоге, связанной с возможной катастрофой, то пользуйтесь логикой. Так же, как можно убедить себя в неминуемости ужасного, можно убедить себя в том, что ничего страшного не произойдёт. Но, так как этот страх имеет отношение к страху смерти, этот способ при всей его очевидности работает слабо. Поэтому здесь придётся пользоваться другими вариантами воздействия на себя:

— воспользуйтесь системой, которая вызывает у вас доверие. Это может быть хороший гороскоп на этот день, благословение духовника, свеча в храме или семейная история о том, что с неба в этом роду никто ещё не падал и это вообще не ваш конец, потому что вам суждено подавиться на званом обеде в честь прибытия на Сатурн;

— возьмите с собой кого-то, о ком нужно будет заботиться — ещё более тревожную подругу, или ребёнка, или человека, который летит впервые;

— воспользуйтесь магическим мышлением— ритуалами, которые приносят удачу. Положите пятак под пятку, встаньте с правой ноги, избегайте баб с пустыми вёдрами. Наша психика разговаривает на языке бессознательного, который намного больше похож на язык наших суеверных предков, чем на рационализм современности. Так что ни в чём себе не отказывайте. Даже пилоты пользуются этим — скажем, не применяя по отношению к рейсу слово «последний».

Полёты способны быть чудесными, а как минимум — не мучительными. Удачи!

(опубликовано в журнале Izhavia в 2014 году)
<< Вернуться к списку публикаций